с участием судебного пристава-исполнителя отдела судебных об изменении порядка и способа взыскания алиментов по решению суда. Копии постановлений о расчете задолженности по алиментам и об.

Содержание

Обзоры практики

Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с исполнительным производством

«Утвержден»

                                     Президиумом Нижегородского областного суда

                                                                              «11» февраля  2015 г.

Обзор

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Нижегородским областным судом проведено изучение практики рассмотрения судами Нижегородской области гражданских дел, связанных с  исполнительным производством.

Цель обобщения —  выявление правоприменительных проблем и спорных вопросов, возникающих при рассмотрении дел, выработка единых подходов к их разрешению и формированию единообразного и правильного применения законодательства  при разрешении указанных споров.

Перечень вопросов, которые отражены в обобщении: соответствие изучаемых судебных актов действующему законодательству и судебной практике.

Объектом изучения выступили принятые в 2013 году и в первом полугодии 2014 года судебные акты по результатам рассмотрения соответствующих заявлений.

Эффективность судебной системы Российской Федерации напрямую зависит от надлежащего исполнения принимаемых судами Российской Федерации судебных актов. Целью судебного постановления является фактическое восстановление нарушенного или оспариваемого права, что достигается путем быстрого и эффективного исполнения судебного акта.

Важнейшим элементом судебной защиты прав и свобод,   соответствующим смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в ряде постановлений Европейского Суда по правам человека, является  исполнение судебных и иных актов. Невозможность для кредитора в разумный срок добиться исполнения решения, принятого в его пользу, является нарушением его права на судебную защиту, закрепленного в пункте 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также его права на уважение собственности, гарантированного статьей 1 Протокола №1 к Конвенции, о чем неоднократно указывалось в постановлениях Европейского суда по правам человека.

Задачи по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, возложены на судебных приставов-исполнителей, правовой статус и компетенция которых определены Федеральными законами от 21.07.97 №118-ФЗ «О судебных приставах» и от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ).

Отношения, связанные с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц помимо Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона  от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах»  регулируются и иными нормативными правовыми актами.

К ним относятся:  

— процессуальные законы:  Гражданский процессуальный кодекс  РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

— материальные законы:   Гражданский кодекс РФ,  Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценке и оценочной деятельности в РФ»,  Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и  банковской деятельности», Федеральный закон  от 24.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 21.07.1997 г. №122-ФЗ  «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 25.02.1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 16.07.1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон Российской Федерации от 29.05.1992 года №2872-1 «О залоге» (действовавший до 01.07.2014 года) и другие. Указанные отношения регулируются также международными  правовыми актами, в том числе, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — участниками Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным Собранием РФ (Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.); Нью-йоркская Конвенция   о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и др.

В соответствии с положениями ч. 2, 4 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

При этом указанные отношения регулируются также и подзаконными нормативно-правовыми актами — Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства (часть 3 статьи 3 Федерального закона №229-ФЗ).

При рассмотрении дел данной категории суды должны учитывать правовые позиции, изложенные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлениях Президиума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся вопросов применения судами норм материального и процессуального права по делам данной категории.

В частности, суды должны учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»,  в Постановлении Пленума Верховного суда от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 настоящего Постановления, при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. об исполнении судебных решений в разумные сроки.

При разрешении споров об освобождении имущества от ареста необходимо судам руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Верховного Суда СССР от 31.03.1978 №4 «О применении законодательства при рассмотрении судами дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)».

На обобщение поступило за 12 месяцев 2013 года — 1105 дел, за 6 месяцев 2014 года – 426 дел, из них прекращено производством — 467 дел.

Суды Нижегородской области, в основном правильно, в соответствии с действующим законодательством, рассматривают дела указанной категории.

Вместе с тем имеются недостатки применения судами Федерального закона «Об исполнительном производстве», как материального так и процессуального характера, влекущие отмену судебного постановления, а также имеются спорные вопросы рассмотрения дел, связанных с применением данного закона, что влечет не единообразную судебную практику.

В 80% случаев обращения в суд с заявлениями в рамках исполнительного производства – жалобы на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей,  7% — заявления о рассрочке, отсрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных актов, 8% — иски об освобождении имущества от ареста, 1% — иски об отсрочке, рассрочке, уменьшении или освобождении от исполнительского сбора и др.

Как показало обобщение судебной практики, в некоторых случаях судебными приставами-исполнителями, чья деятельность регулируется указанными выше нормативными актами,   не исполняются своевременно требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии вынесенных в рамках исполнительного производства постановлений, преждевременно принимаются решения об окончании исполнительных производств без осуществления всех предусмотренных законом действий по исполнению исполнительных документов, не получают должного внимания обращения сторон исполнительного производства по вопросам связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов, а в случае их принятия допускаются нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, что приводит  к необходимости обращения в суд граждан и юридических лиц  с заявлениями об обжаловании  их действий (бездействия).

Анализ судебной практики показал, что в 21 % случаев обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя такие заявления удовлетворялись судами области.

Процессуальные вопросы

Вопросы подведомственности

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы в порядке подчиненности и оспорены в суде. Исключение составляют постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации и постановления о взыскании исполнительского сбора, которые согласно части 2 и 4 статьи 121 настоящего Федерального закона могут быть оспорены только в суде.

Заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) предусмотрен статьей 128 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее Закона).

В силу части 1 статьи 128 Закона постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

 В соответствии с частью 2 Закона заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;  2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;  4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

 В силу части третьей статьи  128 Закона в случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Вышеуказанные требования закона судами в отдельных случаях не учитывались и к рассмотрению принимались заявления, подлежащие рассмотрению в арбитражном суде или ином судебном порядке, в частности, в административном порядке.

Пример: Решением суда установлен факт работы Д. в должности коменданта общежития ОАО «***». Ответчик обязан внести в трудовую книжку Д. запись о приеме на работу на указанную должность. На основании решения суда выдан исполнительный лист, который направлен для исполнения в Борский районный отдел УФССП по Нижегородской области.

  Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении срока для исполнения требований исполнительного документа,   в установленный срок требование исполнено не было, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о наложение штрафа в размере 40000 руб. на руководителя ОАО «***».

Должник оспорил законность указанного постановления, обратившись в суд в порядке ст.441 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Решением суда заявление ОАО «***» оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии указанное решение отменено, производство по делу прекращено, поскольку дело не подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в силу следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, неисполнение требований судебного пристава-исполнителя влечет административную ответственность.

Рассматривая заявление об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера по правилам, изложенным в статье 441 ГПК РФ, суд не учел положения вышеприведенных норм и ошибочно принял дело к своему производству, хотя оно должно быть разрешено в рамках административного производства.

Пример: Определением районного суда акционерному обществу отказано в принятии заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда вышеуказанное определение оставлено без изменения.

Постановлением президиума областного суда вышеуказанные судебные постановления отменены по следующим основаниям.

При разрешении вопроса о принятии заявления акционерного общества об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя районным судом и судебной коллегией допущено существенное нарушение норм процессуального права: ст. 22, 134, 441 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отказывая акционерному обществу в принятии указанного заявления, районный суд (и с ним согласилась судебная коллегия) пришел к выводу о подведомственности заявленного требования арбитражному суду.

Данный вывод нельзя признать законным.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.

Частью 1 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами.

Критерии, определяющие подведомственность требований об оспаривании действий (бездействия) и постановлений судебного пристава-исполнителя, установлены ФЗ N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 2 ст. 128 указанного Закона, заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 ст. 12 названного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 названного Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

В силу ч. 3 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, не указанных в части 2 ст. 128, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Из материалов дела следует, что обжалуемые акционерным обществом постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора выносились в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции, а не в рамках отдельно возбужденного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора по основанию, указанному в части 6 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве».

При таких обстоятельствах у районного суда не имелось оснований, установленных ст. 134 ГПК РФ, для отказа акционерному обществу в принятии заявления в порядке ст. 441 ГПК РФ об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя.

Судами также не было учтено, что определением арбитражного суда прекращено производство по заявлению акционерного общества о признании недействительными и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Таким образом, дела по жалобам юридического лица на постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора подведомственны суду общей юрисдикции, если данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции.

Пример: Налоговый орган обратился в районный суд г. Нижнего  Новгорода об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации должнику Н.- индивидуальному предпринимателю.  

Определением судьи в принятии заявления отказано по мотиву неподведомственности заявленного требования суду общей юрисдикции.

  Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не установил, каким судом должно рассматриваться заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации также не устанавливают порядок судопроизводства, подлежащий применению при рассмотрении судом заявления об ограничении права должника на выезд из Российской Федерации.

Учитывая изложенное, представляется правильной следующая позиция.

  В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации относится к исполнительным действиям, соответственно, вопрос об ограничении права должника на выезд может быть рассмотрен судом в порядке, предусмотренном разделом VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов» и разделом VII АПК РФ «Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов».

Арбитражные суды рассматривают споры с соблюдением правил подведомственности, содержащихся в разделе IV АПК РФ. Перечень дел, которые арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, дан в ст. 29 АПК РФ.

Пункт 6 ст. 33 АПК РФ предусматривает, что арбитражные суды рассматривают и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ни Арбитражный процессуальный кодекс РФ, ни иные Федеральные законы, в том числе, «Об исполнительном производстве», прямо не относят к компетенции арбитражного суда рассмотрение вопроса об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. 

Отказывая налоговому органу в принятии заявления, суд не учел данное обстоятельство, как не учел тот факт, что указанное  ограничение связано, в первую очередь, со статусом гражданина Российской Федерации, а не со статусом должника и его экономической деятельностью, поскольку ограничивается конституционное право личности на свободу передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, участником которого является Российская Федерация, «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

Право на свободу передвижения, гарантируемое пп. 1, 2 ст. 2 протокола №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят. Свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или на ограничение пользования им, которые не соответствуют требованию меры, необходимой в демократическом обществе для достижения законных целей, указанных в п. 3 данной статьи.

Таким образом, ограничение прав на выезд за границу из России затрагивает, прежде всего, права должника Н. как человека, а не как субъекта предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, заявление налогового органа об установлении для гражданина – индивидуального предпринимателя временного ограничения на выезд из Российской Федерации подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке, определенном разделом VII ГПК РФ.

В соответствии с п.2 ч.2 статьи 128 Закона заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п.п. 5 и 6 статьи 12 Закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:  5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

 Рассматривая заявления об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия),по исполнению исполнительных документов иных органов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью судам следует руководствоваться не только положениями п.2 ч.2 статьи 128, п.п. 5 и 6 статьи 12 Закона, но и учитывать тот факт, что  органами, осуществляющими контрольные функции, являются государственные органы, обладающие правом безакцептного списания денежных средств в случаях, предусмотренных законом (например, налоговые органы, фонд социального страхования, Пенсионный фонд и др.).

Таким образом, судам, рассматривающим вышеуказанные дела, следует иметь в виду, что подведомственность заявлений об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) определяется путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции.

Все заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.

Так, заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) может быть рассмотрено арбитражным судом в случаях:

1) когда исполняется исполнительный документ, выданный арбитражным судом; 2) в случае исполнения требований в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции,  о взыскании денежных средств, в судебных актах, актах других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 3) постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником по ним является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью (статья 128 ч.2 Закона).

Арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные случаи рассмотрения арбитражными судами заявлений об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия).

В частности, должно рассматриваться арбитражным судом   заявление об оспаривании постановления вышестоящего должностного лица службы судебных приставов, принятого по жалобе на постановление, действия (бездействие) подчиненного ему должностного лица, по исполнению вышеуказанных документов. 

Во всех остальных случаях заявления об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подаются в суд общей юрисдикции.

Дела об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя или его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции на основании решения о взыскании заработной платы с организации-должника, в отношении которой арбитражным судом по делу о банкротстве введено наблюдение, относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, в том числе судебных приставов, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Из положений ч. 1 статьи 27, ч. 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ч. 1 — 3 статьи 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что арбитражные суды неправомочны рассматривать дела об оспаривании постановлений и действий (бездействия) судебных приставов, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.

Заявление об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением исполнительного листа арбитражного суда и исполнительного листа суда общей юрисдикции, исполнительные производства по которым объединены в сводное исполнительное производство, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно положениям ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности. Часть 2 названной статьи содержит перечень случаев, когда заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд. В силу ч. 3 ст. 128 названного Федерального закона в остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Образец судебному приставу по алиментам задолженность

Как определить задолженность по алиментам и каков порядок ее как рассчитать долг по алиментам и почему в расчете приставов.

Вы точно человек?

Как рассчитывается задолженность по алиментам

Просмотров 9955

Содержание

Какой бы ни была причина задолженности по алиментам, плательщик обязан ее выплатить. А закон предусматривает точные и простые методы расчета долга.

Долг по алиментам может возникнуть в случае их невыплаты или выплаты в размере меньшем, чем был установлен алиментным соглашением, решением суда или судебным приказом.

Причинами возникновения задолженности может быть…

  • умышленное уклонение от выплат;
  • финансовые трудности, связанные с отсутствием работы, болезнью или другими обстоятельствами;
  • ошибочное занижение суммы алиментных платежей при удержании из заработка;
  • отсутствие информации о месте нахождения или реквизитах для перечисления средств получателя;
  • отказ получателя от алиментных выплат;
  • другие.

Для каждого из этих случаев в законодательстве предусмотрен способ расчета задолженности (в Семейном кодексе РФ, в ФЗ «Об исполнительном производстве», в ряде правительственных нормативно-правовых актах).

В каких случаях осуществляется расчет долга по алиментам?

Первое правило. Расчет задолженности по алиментам осуществляется в двух случаях:

  • если есть решение суда о взыскании алиментов;
  • если стороны заключили алиментное соглашение.

В других случаях задолженности быть не может. Например, если после расторжения брака мать ребенка не обращалась за алиментами, а по прошествии нескольких лет решила подать в суд иск о взыскании алиментов со времен развода, речь идет не о задолженности по алиментам, а о взыскании алиментов за прошедшее время. Оснований для такого взыскания не так уже и много.

Второе правило касается срока взыскания задолженности – долг по алиментам можно требовать только за последние три года. Даже если исполнительный лист датирован числом пятилетней давности, пристав рассчитает алиментный долг по нему только за последние 3 года. Исключение – уклонение должника от выплаты алиментов на детей, последствием которого будет выплата задолженность за весь период уклонения, а не за последние три года.

Методы расчета задолженности по алиментам

Долг по алиментам можно рассчитать несколькими способами, в зависимости от порядка взыскания алиментов, предусмотренного алиментным соглашением или решением суда. Каждый из этих методов регулируется соответствующими нормами законодательства.

Итак, как рассчитать долг по алиментам:

  1. на основе величины прожиточного минимума, который установлен в конкретном регионе или по всей стране;
  2. на основе размера средней заработной платы в стране.
  3. на основе размера дохода должника.

Порядок расчета долга по алиментам на основе прожиточного минимума

Этот метод применяется в том случае, если алименты удерживаются в твердой денежной сумме.

Размер дохода должника не учитывается. Для расчета задолженности в учет принимается величина прожиточного минимума, установленная в регионе или стране. Размер алиментных выплат назначается кратно величине прожиточного минимума, в зависимости от обстоятельств дела (например, 0,5 или 2 прожиточных минимума).

Поскольку величина прожиточного минимума меняется ежеквартально, судебный исполнитель производит ежеквартальный расчет задолженности (на основе последней величины) и индексацию ежемесячных алиментных выплат.

Пример:

Ежемесячные алиментные выплаты в размере 1,5 прожиточных минимумов были назначены с 01 сентября 2014 года. Алименты не выплачивались на протяжении 5 месяцев. Судебный исполнитель произвел расчет задолженности 01 февраля 2015 года, используя полученный по данным Росстата размер прожиточного минимума по Москве в I квартале 2015 года — 13 896 рублей.

Формула, по которой рассчитана задолженность по алиментам:

Сумма задолженности = (назначенный судом размер алиментов, кратный прожиточному минимуму * размер прожиточного минимума по Москве в расчетный период) * период неуплаты алиментов

Расчет задолженности по алиментам произведен следующим образом:

1,5 прожиточных минимумов х 13 896 рублей) х 5 месяцев = 104 220 рублей.

Порядок расчета задолженности по алиментам на основе размера средней зарплаты

Этот метод применяется в том случае…

  • если у должника нет документального подтверждения доходов за период возникновения долга (или должник не желает предоставить это документальное подтверждение);
  • если доходы были получены неофициальным путем;
  • если доходы отсутствуют.

Порядок расчета задолженности прост. За основу берется величина средней заработной платы в стране, из нее вычисляется доля алиментов (определенная алиментным соглашением или установленная судом). Полученная доля умножается на количество расчетных месяцев – так определяется сумма задолженности за весь период, на протяжении которого возник алиментный долг.

Поскольку величина средней зарплаты периодически меняется, задолженность по алиментам пересчитывается один раз в квартал.

Пример:

1 июля 2014 года суд установил алименты на одного ребенка в размере ¼ дохода родителя. Однако плательщик алиментов не предоставил данных об источниках и размерах своего заработка. Алиментных платежей должника на ребенка не поступало.

Показатель средней заработной платы по Москве в I квартале 2015 года составил 53 955 рублей. На основе этих данных, 1 февраля 2015 года судебный пристав произвел расчет задолженности за 7 месяцев неуплаты алиментов по следующей формуле:

Размер задолженности = ежемесячный размер отчислений (размер средней заработной платы х доля от заработка) х количество месяцев расчетного периода

Расчет алиментов по вышеуказанной формуле осуществляется следующим образом:

(53 955 * 0,25) * 7 месяцев = 94 421,25

Порядок расчета долга по алиментам на основе дохода должника

Этот метод расчета применяется в том случае, если у должника есть официальный источник доходов, из которого на протяжении определенного периода по каким-то причинам не осуществлялось удержание алиментных выплат.

Мнение эксперта

Алексей Петрушин

Юрист. Специализация семейное, жилищное право.

Порядок расчета задолженности таков. Прежде всего, судебный исполнитель определяет доходы должника, из которых могут удерживаться алименты (руководствуясь специальным законодательным актом — Перечнем видов заработка и дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей). Из дохода вычитаются обязательные отчисления (13% — налог с дохода физических лиц). Из оставшейся суммы вычисляется доля алиментов (1/4, 1/3, ½ — установленная алиментным соглашением или судебным решением). Полученная сумма алиментов умножается на количество месяцев, на протяжении которых не выполнялись алиментные обязательства.

Пример:

С 1 мая 2014 года работнику предприятия «ФриДом» судом были назначены алименты на троих детей в размере 1/3 от дохода. Согласно данным, предоставленным предприятием-работодателем и налоговым органом, заработная плата работника составляет 30 000 рублей в месяц, включая оклад и премию. Однако в период с 1 мая по 1 января 2015 года бухгалтерия предприятия «ФриДом» не удерживала из заработной платы плательщика алиментов никаких денежных сумм в пользу получателя алиментов. За 8 месяцев образовалась задолженность, сумму которой судебный пристав рассчитал по следующей формуле:

Размер задолженности = Размер заработка (размер заработной платы – налоговые отчисления) * размер доли * количество месяцев расчетного периода

Сумма задолженности рассчитана следующим образом:

(30 000 – 13%) * 0,33 * 8 месяцев = 68 904 рублей

Заявление о расчете задолженности по алиментам. Образец заявления

Итак, если алименты не выплачивались продолжительное время и возникла задолженность, необходимо правильно ее рассчитать. Если судебный пристав не производит расчет алиментов по собственной инициативе, взыскателю алиментов следует подать заявление о расчете задолженности.

Подача такого заявления регламентируется ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно этой правовой норме, как плательщик, так и взыскатель алиментов имеют право ознакомиться с материалами исполнительного производства.

Адресовать заявление следует тому судебному приставу-исполнителю, в производстве которого пребывает дело о взыскании алиментов. Заявление составляется в свободной форме, в соответствии с основными правилами делопроизводства.

Подавать заявление следует в двух экземплярах. Один экземпляр приобщается к материалам исполнительного производства, а второй, с отметкой о дате подачи и принятия к рассмотрению, остается у заявителя.

Расчет задолженности судебным приставом. Постановление о расчете задолженности

Судебный пристав не вправе отказать в предоставлении информации о размере долга плательщика алиментов перед взыскателем.

Получив заявление, судебный пристав-исполнитель должен рассмотреть его в течение 10 дней. На следующий день после вынесения постановления о расчете задолженности, судебный пристав должен отправить плательщику и взыскателю алиментов документы о расчете задолженности – копию постановления.

Мнение эксперта

Александр Фомичев

Юрист. Стаж лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.

Задать вопрос эксперту

Как и другие решения, которые принимает судебный пристав в процессе исполнительного производства, решение о расчете долга по алиментам оформляется в виде постановления. Однако непосредственный расчет суммы задолженности может иметь форму отдельного документа, прилагающегося к постановлению.

В постановлении должны быть указаны такие сведения:

  • Основание для расчета задолженности по алиментам (заявления взыскателя или должника);
  • Данные о взыскателе и должнике;
  • Расчетный период, за который не выплачивались алименты и производится расчет долга;
  • Способ расчета долга (по прожиточному минимуму, по средней заработной плате, по официальному заработку плательщика алиментов);
  • Сумма задолженности.

Постановление о расчете долга по алиментам чаще всего используется получателем алиментов для обращения в суд за взысканием образовавшейся задолженности. Хотя этот документ необязателен для суда, он может стать убедительным доказательством имеющейся задолженности и послужить подтверждением исковых требований. Получатель также вправе использовать  расчет алиментов для обращения в суд за увеличением размера долга (индексация, взыскание неустойки по алиментам).

Расчет долга алиментов может потребоваться и должнику – для обращения в суд за уменьшением размера задолженности либо за освобождением от задолженности, если для этого есть законные основания.

Освобождение от задолженности по алиментам

Законом предусмотрено право должника обратиться в суд для освобождения от алиментной задолженности – частично или полностью. Основанием для такого обращения могут быть уважительные причины, препятствовавшие выполнению алиментных обязательств – болезни, тяжелое материальное положение, изменения в семейном положении. Если суд посчитает эти причины достаточно уважительными, а доказательства – убедительными, он может полностью или частично списать задолженность по алиментам. На основании такого судебного решения исполнительная служба должна пересмотреть размер долга.

Больше полезной информации в статье «Как уменьшить задолженность по алиментам».

Обжалование постановления о расчете задолженности по алиментам

Любые неправомерные действия судебного пристава (например, отказ в проведении расчета задолженности) могут быть обжалованы заинтересованным лицом.

В течение 10 дней с момента, когда стало известно о нарушении судебным приставом прав заинтересованного лица (получателя или плательщика алиментов), последний может подать жалобу – вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. Обжалованию также подлежит постановление о расчете задолженности по алиментам, если по мнению заинтересованной стороны, расчет произведен неверно.

Нужно запомнить:

  • Задолженность по алиментам образуется как по вине плательщика, так и по вине третьих лиц.
  • Расчеты производятся при наличии соглашения или судебного постановления — по методам и формулам.
  • Расчет задолженности на основе прожиточного минимума подходит для алиментов в твердой форме. За основу берут ПМ по региону, от которого могут установить любой показатель — от 0,5 до 2 размеров. Индексация алиментов — ежегодно.
  • Расчет задолженности на основе средней заработной платы опирается на данные Росстата. Подходит в тех случаях, когда у должника нет официального дохода или он его скрывает.
  • Расчет в доле от заработка предусматривает весь период неуплаты алиментов.
  • Подсчётами занимаются судебные приставы.
  • Алиментоплательщик может подать заявление об освобождении или уменьшении выплат. Но для этого нужны веские аргументы, например — рождение нового ребенка в семье.
  • Предыдущие расчёты задолженностей можно обжаловать в ССП или в суде.

Применение формул и методик расчёта требует точности. Необходимо учитывать доход отца, его стремление помогать ребенку, семейные обстоятельства и прочие факторы. Далеко не всем удаётся взыскать задолженность в полном объеме. И виной тому ошибки в порядке действий. Промедлив с обращением к приставу, мать рискует вообще не получить деньги на ребенка. Ошибки в заявлениях и расчётах также приводят к проблемам. А ведь нужно учесть еще и сроки исковой давности. Чтобы не запутаться, лучше всего обратиться к юристу и получить консультацию. Юрист посоветует, как поступить, поможет с расчетом задолженности на основе ПМ, средней з/п, доли от заработка. Кроме того, у плательщика могут быть неофициальные доходы. Юрист подскажет, что делать в такой ситуации в рамках законодательства РФ.

Смотрите полезное видео о расчёте задолженности по алиментам на ребенка:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Обжаловать расчет задолженности по алиментам

Трудности при расчете задолженности по алиментам, заключаются в том, что должники не всегда предоставляют судебному приставу-исполнителю.

Заявление о расчете задолженности по алиментам

Появление у лица, обязанного содержать несовершеннолетнего ребенка после официального расставания с супругом, алиментной задолженности – ситуация распространенная. Возникнуть она может только после того, как сама обязанность по уплате алиментов юридически подтверждена либо путем заключения бывшими супругами соответствующего соглашения, либо вынесения судом соответствующего решения и последующего исполнительного листа.

Под задолженностью может пониматься два случая:

  • Алименты не выплачивались вовсе;
  • Имущественное обязательство исполнялось, но не в полном объеме или же не исполнялось определенный период времени.

Причины появления долга многообразны:

  • плательщик умышленно избегает осуществления выплат;
  • должник не знает места нахождения или реквизитов получателя содержания (в этом случае речь идет уже о вине получателя);
  • работодатель родителя, производящий удержание сумм алиментов, ошибочно исчислил суммы алиментов от дохода;
  • бывший супруг болен или остался без работы, в силу чего исчезла финансовая возможность уплаты алиментов и другие обстоятельства.

Размер задолженности рассчитывается судебным приставом, в производстве которого находится дело. После того, как подсчеты завершены, выносится постановление о расчете, направляемое как должнику, так и получателю алиментов, а также работодателю плательщика.

Несмотря на то, что в обязанности сторон не входит определение долга по алиментным обязательствам, важно, чтобы они смогли понять, как рассчитать долг по алиментам и почему в расчете приставов появились те или иные суммы, именно поэтому рассмотрим используемые на практике механизмы определения размера задолженности.

Как рассчитывается задолженность по алиментам?

Отправной точкой для определения размера имущественной обязанности всегда выступает та сумма, которая определена в судебном акте или соглашении об алиментах. Способы расчета можно обнаружить в 102 статье закона, регулирующего вопросы исполнительного производства, а также в 113 статье Семейного кодекса – их всего три:

1. Если установлена определенная доля дохода родителя (согласно 81 статье кодекса), то и долг будет рассчитываться, как указанная доля от дохода, которым обладал плательщик в период неуплаты. Руководствоваться судебный пристав будет справкой о доходах за определенный период и суммой перечисленных бухгалтерией работодателя алиментов.

Первый шаг пристава – вычесть из суммы заработка положенную налога (13 %), после чего можно использовать получившуюся цифру в качестве базовой для расчета доли алиментов. Очень часто в поисках ответа на вопрос о том, как рассчитать задолженность по алиментам от доли заработка, и плательщик, и получатель алиментов забывают вычесть налог из дохода.

Пристав берет сумму дохода за месяц, очищает ее от налоговых обязательств и рассчитывает долю алиментов от данной суммы. Если доход одинаков за все месяцы, достаточно провести данную операцию единожды, а затем умножить получившееся число на количество месяцев задолженности.

2. Если плательщик в период неисполнения алиментного обязательства не работал, либо не имеет возможности представить документы о своих доходах за этот период, за основу для расчета берется установленный государством размер средней заработной платы. Данный метод также имеет отношение к ситуациям, когда алиментное обязательство установлено посредством указания доли от дохода.

Пристав при исчислении алиментов подобным образом берет уровень среднего заработка, который действует в регионе ответчика на момент вынесения им постановления о расчете, и на его основе определяет задолженность за весь период. Как и в предыдущем случае, нельзя забывать о налоговом регулировании и для того, чтобы правильно рассчитать задолженность по алиментам, необходимо из среднего заработка вычесть подоходный налог.

Расчет суммы долга осуществляется аналогичным первому методу образом.

3. Если при определении размера обязательств изначально использовался метод установления твердой суммы (случаи перечислены в 83 статье кодекса), базовой величиной при расчете алиментов станет именно указанная сумма. Если же фиксированная сумма привязана к какому-либо показателю, например прожиточному минимуму, то сумма алиментов будет определяться, как показатель, кратный этому минимуму, умноженный на количество месяцев не поступления получателю средств.

Прожиточный минимум также берется на момент вынесения постановления о расчете приставом. Именно поэтому задолженность ежеквартально пересчитывается судебным исполнителем с учетом нового значения.

Юристы МЦПИ «Планета Закона» предлагают воспользоваться комплексной услугой юридической помощи «Алименты? – Элементарно!» и предоставить ваши проблемы на решение профессионалам. Алиментные споры любой сложности – это наш конек. Звоните + 7 (495) 722-99-33.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правильное заявление на задолженность по алиментам

Порядок расчета задолженности по алиментам судебным приставом. Определение размера долга по алиментам – задача судебного пристава.